Людмила Внукова  


Тема Холокоста и еврейского Сопротивления в журнале "Корни"
Журнал "Корни" был основан в 1994 году. В конце 2003 года вышел № 20 журнала.В течение десяти лет журнал был и остается единственным в России еврейским общественно-публицистическим журналом, продолжающим традиции первых русско-еврейских журналов 19 века "Рассвет" и "Восход".Все эти годы, наряду со специалистами и исследователями иудаики, "Корни" предоставляли возможность обсуждать проблемы современной еврейской жизни массовому читателю, народным просветителям, активистам еврейских общин.Журнал всегда был в центре актуальных проблем национальной культуры и, в то же время, оставался близок и понятен каждому читателю.
Тема Холокоста и еврейского Сопротивления звучала практически в каждом номере.В пятнадцати номерах из вышедших в свет двадцати трех были опубликованы работы, полностью посвященные этой теме.Редакция журнала никогда специально не заказывала эти материалы, они писались по велению души авторами, среди которых были и узники гетто и концлагерей(Клара Арончик, Зеев Портной и др.), и участники еврейского Сопротивления(Сергей Беркнер), и исследователи, занимающиеся изучением причин Холокоста(Юрий Лернер, Алексей Полянин, Светлана Яцкина и др.)
Впервые тема Холокоста прозвучала в №2 журнала(июль-декарь 1994) в статье Юрия Лернера из Волгограда "Холокост - самая трагическая веха еврейской истории".Тон статье задает ее эпиграф: "Холокост - наконечник на выструганной веками стреле антисемитизма"(Леонид Коваль).И действительно, автор статьи анализирует причины возникновения Холокоста, рассказывает о событиях в гитлеровской Германии в 30-е годы, в частности, рассказывает бойкоте 1933 года, сожжении книг, "Хрустальной ночи" 1938 года.Автор останавливается на роли сионистов, особенно Зеева Жаботинского, в спасении евреев Европы в 30-е годы, когда они перебирались в Эрэц-Исраэль вопреки запрету британских властей. Жаботинский не питал никаких иллюзий относительно судьбы евреев Европы и не верил в благоразумие Гитлера. Призывая евреев уезжать, он говорил им: "Ликвидируйте диаспору, иначе диаспора ликвидирует вас".
Далее автор рассказывает о трагических событиях Холокоста, о массовых убийствах евреев.Юрий Лернер также много говорит о еврейском Сопротивлении, восстаниях в гетто и концлагерях.Рассказывает о судьбах еврейских детей, в частности, о судьбе Анны Франк.Много говорится и о Праведниках, спасавших евреев.
Статья Юрия Лернера была взята за основу многими лекторами Народных университетов еврейской культуры и еврейских общин при подготовке лекций о Холокосте.
Статьи, написанные теми, кто пережил Холокост, занимают особое место среди читателей, никого не оставляя равнодушным.Первая из таких статей была опубликована в №2 журанала.Ее автор - профессор Сергей Самуилович Беркнер из Воронежа, узник Белостокского гетто, активный участник еврейского Сопротивления.Статья называется "Записки узника гетто(фрагмент неопубликованной книги)".Действительно, спустя несколько лет, в 2001 году в серии "Российская библиотека Холокоста", издаваемой "Фондом "Холокост" вышла книга С.Беркнера "Жизнь и борьба Белостокского гетто(записки участника сопротивления".
В статье 1994 г. Сергей Беркнер рассказывает од организации подполья в гетто:как вооружались подпольщики, кто им помогал, как боролись.Интересен рассказ автора о том, что подполье было разделено на различные группы по политическим признакам: были группы коммунистов, бундовцев, левых сионистов, правых сионистов и т.п.Многие группы объединились во время восстания в гетто в августе 1943 года.Рассказывает автор м о еврейских партизанских отрядах, разведчиком одного из которых он был.
Запомнилась читателям журнала статья Исаака Кучерова из Пензы "Колония "Икор"(Землепашец":из воспоминаний бывшего колониста". Статья была опубликована в №9 журнала "Корни"(январь-июнь 1998).Это - рассказ о еврейской сельскохозяйственной колонии в Крыму.Колония была организована в 1922 году под Евпаторией при активном участии "Агроджойнта"."Икор" был очень успешным предприятием, снабжавщим сельхозпродукцией многие санатории Евпатории. Поступить в колонию было непросто, вопрос о принятии новых членов решался на общем собрании колонистов, нужно было убедить людей в своем трудолюбии, желании и умении трудиться на земле.Первый удар по колонии был нанесен коллективизацией, когда из бывшей колонии, ставшей колхозом, стала уезжать молодежь. Чтобы как-то поддержать колхоз, в него стали принимать людей, спасшихся от голода и приезжавших из южных областей Украины.Теперь это был не только еврейский колхоз, там жили люди различных национальностей.С огромной болью автор говорит о том, что некоторые из тех, кто делил с еврейскими соседями трудности колхозной жизни, во время войны предавали своих односельчан.Рассказ о событиях войны и судьбах колонистов не может оставить равнодушным человека любого поколения.Части колонистов удалось эвакуироваться, но многие все же остались.Их не ликвидировали немедленно, как это случалось во многих других городах и местечках, как это случилось в соседней Евпатории.Их "спасли" новые "начальники" из числа односельчан.Ведь был июль, и нужно было собрать урожай, а потом подумать и о ликвидации(хорошо знакомая нам циничная схема - использовать евреев на тяжелых работах, а затем уничтожить).И о ликвидации "подумали".Ни одному человеку не удалось спастись, даже те евреи, кому удалось скрыться, были выданы немцам местным населением.
Убийство колонистов во время войны стало сильнейшим ударом по еврейской колонии.Многие из тех, кто вернулся домой после войны, не хотели надолго задерживаться на этом месте."Икор" вскоре переименовали в село "Ромашкино", и на момент написания статьи там проживало всего две еврейские семьи...
Статья Айзика Баргтейла из Перми "Гимн еврейских партизан" была напечатана в №16(июль-декабрь 2001).Автор рассказывает о судьбе подпольщика Вильнюсского гетто Гирша Глика.
Гирш Глик был поэтом, писавшем на идиш и иврите.Он - автор известного гимна еврейских пратизан "Зог ништ кейн мол..."("Никогда не говори..."), который исполнялся на мелодию композиторов Дмитрия м Даниила Покрасс "То не тучи грозовые - облака" из кинофильма"Сыны трудового народа".
Интересна также и судьба самого гимна, который был опубликован на идиш в 1946 г.,затем вышел в свет на русском языке в переводе П.Маркиша.Самый известный исполнитель гимна - американский певец-коммунист Поль Робсон, который спел его в Москве в 1949 году в память о своем друге Соломоне Михоэлсе.
В Пермской еврейской общине стало доброй традицией хоровое исполнение гимна еврейских партизан во время ежегодных встреч в День Памяти Катастрофы и Героизма.
Айзик Баргтейл подготовил для публикации еще один материал, вызвавший отклики читателей.Но на сей раз, он выступил в роли переводчика, и перевел с идиш замечательные воспоминания Зеева Портного из Израиля "Я из Тучина".Зееву Портному было девять лет, когда он ушел из гетто, которое было в местечке Тучин Ровенской области на Украине.Скитался по деревням, однажды услышал рассказ о трагической судьбе польского мальчика Владика Крещинского, погибшего в одной из деревень, решил взять себе его имя, чтобы, притворяясь польским ребенком, спастись.Поражает, как десятилетний ребенок всегда чувствовал опасность, понимал, когда нужно уходить из одной деревни в другую, когда у окружающих возникали малейшие подозрения о том, что он еврей.Мальчик практически забыл, кто он, воспоминания о жизни в еврейской семье в Тучине стали размытыми ужасной действительностью, в которой он вынужден был находиться.Но после войны ему удалось разыскать своих родственников из Новоград-Волынского, которые заменили ему родителей, выходили, вылечили все его душевные раны.Зеев Портной уехал в Польшу в 1952 году, когда всем бывшим гражданам Польши было разрешено репатриироваться.Затем он переехал в Израиль, где и проживает.В конце статьи опубликована "Баллада о моей жизни в годы Холокоста" Зеева Портного, написанная в 1946 году в Новоград-Волынском.
В №20 журнала "Корни"(июль-декабрь 2003)была опубликована статья, отличающаяся от ранее опубликованных материалов тем, что в ней рассказывается о Холокосте за пределами бывшего Советского Союза.Статью "Царь Борис III и евреи.Спаситель или соучастник Холокоста?" написал профессор Александр Анастасов из Болгарии.Автор пытается разобраться в роли царя Бориса в уничтожении евреев Македонии и Фракии, вошедших в состав Болгарии в 1941 году.В Болгарии в годы войны было проживало около 50 тысяч евреев, из них 11400 человек, живших на территориях, присоединенных к Болгарии в 1941 году, были депортированы в лагерь Треблинка и уничтожены.Автор также пытается разобраться, кто спас остальных евреев старой Болгарии и рассказывает о массовой солидарности болгар с евреями, о поддержке евреев болгарской православной церковью, мирном сопротивлении демократической, общественной и интеллектуальной элиты Болгарии.


Полный список публикаций в журнале "Корни", посвященных теме Холокоста
1.Беркнер Сергей(Воронеж).Записки узника гетто.-№2(июль-декабрь 1994).-С.96-131.
2.Лернер Юрий(Волгоград).Холокост - самая трагическая веха еврейской истории.-№2(июль-декабрь 1994).-С.81-95.
3.Биргер Лазарь(Самара).Евреи Самары в годы Великой Отечественной войны.-№3-4(январь-декабрь 1995).-С.48-61.
4.Арончик Клара(Саратов).Выжить, чтобы жить:записки узницы фашистских концлагерей./Литературная запись Д.И.Дранкина.-№5-6(Январь-декабрь 1996).-С.97-111.
5.Кучеров Исаак(Пенза).История колонии "Икор"("Землепашец".-№9(январь-июль 1998).-С.83-112.
6.Полянин Алексей(Ярославль).Холокост в воспоминаниях ярославцев.-№10(июль-декабрь 1998).-С.132-145.
7.Беркнер Сергей(Воронеж).Евреи в борьбе с немецким фашизмом в тылу врага.-№10(июль-декабрь 1998).-С.92-123.
8.Юхвидов Александр(Ижевск).Евреи Удмуртии во время Великой Отчественной войны.-№12(июль-декабрь 1999).-С.104 - 106.
9.Яцкина Светлана(Эстония).Мифы и реальность о "еврейской покорности" на примере периода Катастрофы.-№13(январь-июнь 2000).- С.159-168.
10.Баргтейл Айзик(Пермь).Гимн еврейских партизан.-№16(июль-декабрь 2001).-С.123-128
11.Портной Зеев(Израиль).Я - из Тучина.-№17(январь-июнь 2002).-С.139-155.
12.Стеклов Михаил(Смоленск).Урок для всех народов.-№18(июль-декабрь 2002).-С.167-174.
13.Анастасов Александр(Болгария).Царь БорисIII и евреи.Спаситель или соучастник Холокоста?.-№20(июль-декабрь 2003).-С.80-91.
14.Мордухович Мирон(Липецк). Местечко Желудок.-№21(январь-март 2004).-С.143-164.
15.Гехт Виктор(Москва). Лишенный детства. -№23(июнь-сентябрь 2004).-С.137-148.


Людмила Внукова, журнал "Корни"


 

Hosted by uCoz